К проблеме отношений индивидуумов в
иерархиях
В
сообществах возмущающие действия, чаще
всего, не являются физическими, а состоят из
отношений, предполагающих только
возможность действий. Отношения – это
предтечи сил, но они действенны*,
так как заставляют производить (мотивируют)
упреждающие действия, заведомо
противостоящие внешним угрозам или
содействующие желаемым действиям. С
определенной позиции отношения индуцируют
какие-то действия.
Отношение
(от слова отнесение) – приведение к
определенной позиции.
Теория
относительности расценивает отношение как
привязку событий или явлений к той или иной
позиции в зависимости от задачи. Так же и
отношения между
людьми предполагают отнесение намерений
или сообщений то к позиции служебного долга,
то к личностной, то к позиции совести и т. п.
В
математике отношение делимого к делителю
конкретно и выражается через число, которое
может отражать физическую величину в
конкретной системе исчисления, принятой
для данного отношения. В физике отношение
сродни нормированию, то есть приведению к
единице или к норме.
Отношениям
среды, возмущающим человека, противостоит
индивидуальный опыт, «утяжеленный» тем
предметом деятельности, которым ему
приходится заниматься в своей циклической
работе, поддерживающей жизнедеятельность.
Взаимное
положение осциллирующих индивидов не
должно выходить за критические точки
отношений, от которых начинаются
прецессионные колебания и далее разрушение
связей системы. Поведение агентов и
контрагентов в критических фазовых точках
системы определяет крепость взаимных
связей осцилляторов, что иллюстрируется,
например, степенью родственных отношений.
Необходимость
и потребность в теории отношений
указывалась часто (А.Ф. Лазурский, В.Н.
Мясищев и др.), но суть и природу отношений
выявить не удалось.
Этимологическими же корнями этого понятия
пренебрегали все, в том числе и К. Маркс.
Между
тем, происходя от понятия «отнесение»,
оно предполагает прежде всего смену
положения, из которого неизбежно следует
новая ситуация в состоянии системы. В
Индивидологии это означает новое взаимное
положение фаз в сопряженных циклах и новое
сочетание взаимных откликов при
предполагаемом взаимодействии.
Несмотря
на то, что отношения в форме соотношений и
функций являются достоянием и косных (например,
космических) систем, все же факт их
существования виден только живым существам,
которые способны к экстраполяции, к
абстрагированию и упреждению
предполагаемых событий. Благодаря анализу
не действий, а отношений стало возможным
применить принцип гироинерциальной
устойчивости колебательных
систем независимо от наличия у них массы и
прочих чисто физических свойств.
Фактически устойчивость обеспечивается
опорой на ось сопряженного средства или на
ось иерарха.
Типичный пример – сталинское отношение к советскому обществу. Это пример действия Иерарха элитарной прослойки на индивидоидный, низший относительно социосферы слой.
Будто
бы добрые идеологические мотивы, которым
следовал Сталин, не оправдывают его методов,
когда не принимались во внимание или
пресекались критические обратные отклики
со стороны «его поданных».
Демократичность
общества предполагает двухсторонние
отношения верхов и низов, полноценную
поляризацию, регулярность и
множественность двухсторонних отношений
как частный случай проявления
многополярности.
Нужно
отметить, что многополярная система не
может отменить или заменить властного
иерархического распределения индивидов
или прослоек сферы. В
какую-либо иерархию она может войти лишь
консолидировано. Лидерская
мощность всегда сопряжена с осцилляциями
сателлитов вращающихся вокруг нее. И хотя
каждый из индивидов в меру возможности
проявляет и демонстрирует свою
индивидуальность, подразделение их
определяется величиной обладаемого
потенциала и проявляемой мощности.
Циклический
характер динамики среды определил и
циклическую форму существования любых
индивидов. Несоответствие индивидуальных
ритмов и фаз циклическим параметрам среды
отбраковывает индивидов, делая из них
средства. Если это живой
индивид, то первое что усложняется при
нарушении ритма жизни и комплиментарного
соответствия фаз индивида фазам среды –
это отношения. Отношения в этом случае
указывают на утерю предсказуемости,
которая и лежит в основе устойчивости
существования живых существ. Возможность
повторять циклы синхронно с ритмами среды в
рамках фазовых предустановок отношений, с
учетом опыта у прототипов событий
предыдущих циклов, обеспечивает эффект
инертностной устойчивости и
соответственно информативную уверенность.
То,
что отношения существуют, как правило, в
системе иерархий является очень важной
стороной феномена отношений. Линейные,
плоские, сетевые и трехмерные древовидные
иерархии для рассмотрения нам не подходят.
Несмотря на сложности, мы всё же будем
рассматривать только иерархии сфероидные,
хотя бы потому, что наиболее близкие нам
геосфера, биосфера и пульсирующая
вселенная представляют именно такие
иерархии.
Сфера
– это слой и, как нам известно, индивиды
стремятся объединяться в слои «своего
круга». В естественной природе это
электронные уровни атомов, мембранные
молекулярные слои живых клеток и их ядер.
Большинство органелл и органов тоже имеют
объемную послойную организацию. А
деформация сфер – это частные случаи,
обуславливаемые гетеротропностью среды.
Основная тенденция деформаций
определяется действием центробежных сил с
образованием, чаще всего, сфероидов,
эллипсоидов и почти плоских «спиралей
Ферми».
Каждый
новый слой – это слой иной природы,
образованный ортогональной трансверсией,
где может происходить 100 % -
ое изменение от исходного содержания
материнских образований. Межслойное
сродство может обеспечить трансверсию
меньшей изменяемости, например, дети
рождаясь от родителей имеют биогенное
содержание и генетический ресурс сходный
со своими предками. Но уже социосфера резко
отличается от персональных индивидуумов
ибо имеет своим содержанием интерактивные
по характеру законы, нравственные устои,
ГОСТы, институты управления и принуждения.
Она резко отличается от сферы конкретного
индивидуума хотя бы потому, что
распределена в этногеографическом
пространстве.
Граница
социосферы со сферой индивидуума находится
внутри каждого индивидуума-гражданина
между его свойствами индивидуальность
и личность и существует в акте
превращения человека в личность.
Уровни
организации, так же как и уровни структур
имеют иерархическую систему отношений от
глубинных до новообразованных.
Потребности
индивидуума в процессе обрастания
личностными свойствами меняются в сторону
потребностей своих близких – семьи, друзей,
коллег и в целом к согражданам по своему
населенному пункту, по своей стране, но
каждому изменению предшествуют отношения.
Таковыми предстают отношения между слоями
человеческих потребностей, например, как у
обнародованных А. Маслоу ещё в 40-х годах
прошлого века:
1.
Потребности в воздухе, воде и пище (индивидуальные
физиологические)
2.
Потребность в одежде и жилище.
3.
Потребность в безопасности.
4.
Потребность в общении, в любви (социальный
слой).
5.
Потребность в нравственной среде и
духовной пище (социальный слой).
Несмотря
на некоторые вариации распределения этих
слоев по степени влиятельности
соответствующих потребностей над
индивидуумом, следует учитывать, что
исключения из правила не могут отвергнуть
основную закономерность. А закономерность
состоит в том, что индивидоидные
потребности влиятельнее общественных, и,
отрицая это, мы только отмахиваемся от
рассмотрения проблемы соотношений
индивидуальных и общественных интересов.
Стержнем же решения этой проблемы является
демократизация общества, т.е. усиления доли
реакций индивидуума и народных масс на
действия иерархов. Должен быть выдержан
определенный баланс между слоем
индивидуальных интересов и слоем
общественных интересов в лице иерархов.
Сотрудничество требует от субъектов
отношений соразмерности в опыте и в
профессиональных задатках для конкретных
свойств отношений, таких как порядочность,
внимательность, скорость реакций,
совместимость по иным индивидуальным
параметрам, косвенно влияющим на эти
отношения.
Отношения
в форме сотрудничества людей наиболее
массово представлены в производственных
коллективах и посреднических организациях,
где организовано превращательное
производство (порождение товаров и услуг).
Здесь
имеют место:
·
отношение к
зарплате,
·
отношение к
работе и условиям труда,
·
отношение к
своему управляющему,
·
отношение к
коллегам по работе.
Общим знаменателем этих отношений является удовлетворенность, как обобщенный отклик, полученный работником от взаимодействия с данным предприятием.
Поражение слабого индивидуума в конкуренции или в борьбе закономерно на любых уровнях иерархий; по этому принципу и идет построение самих иерархий. Естественный отбор – это не обязательно лишь механизм гибели, чаще это перераспределение положений индивидуумов в иерархических слоях с разной влиятельностью и с соответствующим изменением межуровневых взаимоотношений.
Стоит так же отметить, что любые отношения людей это проба на излом, на пригодность к данной прослойке общественных иерархий. Если же при взаимной оценке принадлежности соседа к твоему кругу появляется повод для сомнения, то реализуется отношение к человеку как к чужаку.
Пока
же в типичном быту взгляды таковы, что в
проявлениях слабости человеку легче
сослаться на «дьявола», когда есть запас
сил и средств. А если сил для существования
в своем слое (пространстве) недостаточно, то
«дьяволом» становятся найденные враги –
власть, тоталитаризм и т.п., а любые действия
по самосохранению становятся
соответствующими «здравому смыслу».
Отношения
к высшему: к идеалам, к богу, преданность
родине или власти являются незримой опорой
человека и, так или иначе, входят в его
потребности наряду со средствами
физического обмена. Проблема отношений
состоит в том что, освоив предметы среды,
человек, пока не освоил свою
индивидуальность, ему пока не понятен и
неподвластен собственный внутренний мир с
его тонкими энергетическими потоками, со
структурой архетипов и механизмами
интуитивных рефлексов. Ему еще не ясно,
отчего зависит сила и устойчивость его
внутреннего стержня – от породы ли, от
воспитания, или от архетипов
предопределенных прежними воплощениями. Он
пока совершенно не представляет, где предел
его воли, и когда он должен остановится
перед краем энергетических и химических
опытов на пороге угрозы самоуничтожения.
Возможно, это сфера совершенно
иного, в какой-то степени
потустороннего пространства.
Ясно
лишь одно, мир отношений человека
начинается с отношений к своим поступкам и
к себе, а заканчивается отношением к людям,
к обществу, к природе.
Дилемма
между интересами «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Общественный
долг) является краеугольным камнем
человеческих отношений, и не обнажаются его
грани лишь у тех, кто либо мудр, либо силен
духом.
Дихотомия
отношений «индивид-общество», принятая
Социологией, в Индивидологии уточнена в
аспекте отношений «индивид-среда», то есть
индивид рассматривается в глобальном плане
как природное, а не только как живое или
человеческое существо, при этом среда
рассматривается как «вся среда» вместе с
окружающим индивида сообществом.
*
Отношения по своей природе находятся в «родстве»
с информацией, так
как обе эти категории порождены
экстраполирующим, упреждающим эффектом
знания. Удел обоих быть производными
только от живых существ.