О гендерных отношениях индивидуумов

 

Если не считать отношений к среде как к источнику средств существования, то гендерная форма отношений является биологической кульминацией и известна, прежде всего, как любовь мужчины и женщины.

Есть два типа такой любви:

1.          Любовь к достоинствам самца/самки, которая исчерпывает главную гендерную потребность партнеров, ибо они физиологически нуждаются не только в свойствах недостающих каждому полу по природе, но и нуждаются в противоположном гормонально - секреторном материале.

2.          Любовь к житейским достоинствам, когда партнеров вполне устраивает способность быть опорой друг для друга. Иногда в этом случае супруги могут любить платонически, что, очевидно, не отвечает тенденции продолжения рода.

Критическое отношение К. Юнга (1, стр. 268) и других неофрейдистов к  фрейдовскому «сексуально-половому комплексу» связано с недосказанностью, недообоснованностью Фрейдом природы этого феномена. Между тем, действительно это самая важная сторона потенциала и душевной сферы индивидуума потому, что половое существо является основой, фундаментом существования и родовой эволюции большинства животных, в том числе человека и соответственно, всего человечества. Это необходимое, потребное условие существования человеческого индивида и формирует мощный след в любой индивидуальной психике. Такая специфика живой души и наложила своеобразие на все межчеловеческое пространство, которое по своей сути является межиндивидуальным со всеми его взаимосвязями и отношениями.

Повторимся: главными в межчеловеческом пространстве являются отношения и превращения гендерных душ. Прочие же отношения являются вспомогательными или производными. Корректная гендерная позиция лежит в основе успешной общественной позиции.

Можно допустить, что величина разницы гендерных потенциалов индивидуумов определяет степень возможностей их телесной и духовной связи или другими словами – степень осуществимости успешного взаимодействия.

Таким образом, признав вслед за З. Фрейдом, приматом всех «либидо» сексуально-половой комплекс, мы должны найти его прототип в неживой природе. И мы находим этот прототип во всех феноменах стремления к «кучкованию», к обобществлению в рамках соответствующих условий существования (образование облаков, звездных скоплений и др.).  В основе же его лежит энергетический экономизм, ибо слияние, ассоциирование высвобождает, экономит часть внутренних ресурсов и т.о. способствуют самосохранению и устойчивости частей в составе комплексов.

Не нужно углубляться в дебри науки, чтобы заметить, как человек с той или иной целью приручает самых разнообразных животных, в том числе и людей то ли как помощников, то ли как работников, которые могут стать в отношениях очень близкими.

Природная основа такого приобщения проста. Ведь человек, как и любое живое существо, связан со средой обменом, который является регулярным или, проще говоря, периодическим. В цикле обмена есть фаза  (или момент), когда происходит присоединение веществ и другого необходимого материала, и есть фаза, для которой характерна разъединение, т.е. отделение и выделение отработанных продуктов обмена. Так, еще в древнюю эпоху одноклеточных живых существ, одни клетки усваивали других, даже себе подобных в качестве пищи, но стали попадаться достаточно энергичные, равнозначные по возможностям, которые сопротивлялись и добивались связанного взаимовыгодного положения со своим экспансивным партнером.

Переплелись два типа инстинктов – пищевой и родовой, подкрепленные ощущением удовольствия.  И в нашу эпоху у большинства животных имеет место симбиоз, взаимовыгодное сосуществование одноклеточных существ в организме хозяина. Так же как и от пищи, от потребности в партнере они получают удовлетворение, что соответствует частичному обладанию и взаимному освоению.

Такова наша гипотеза о зарождении полового симбиоза живых клеток, который привел к замене бесполого деления к варианту их полового размножения. 

Описанный характер течения половой эволюции подтверждается существующими ныне гомосексуальными отношениями среди людей и уж тем более, огромным разнообразием форм размножения и функциональных отношений особей  в живом мире начиная с одноклеточных существ. Факты рождения однояйцовых близнецов, как результат простого деления яйцеклетки (зиготы), партеногенез, гермофрадитизм, когда в одном организме сочетаются оба пола, подтверждают описанную нами схему эволюции половых отношений.

Либидо (влечение), как выяснил в свое время Зигмунд Фрейд связано с чувством удовлетворения. То, что в процессе онтогенеза начальные фазы либидо связаны с органами пищевого обмена анусом  и орисом (ртом) в определенной мере подтверждает нашу гипотезу о биологической природе полового диморфизма, исходно связывая его с пищевыми потребностями и экспансией добычи.

Некоторые извращенные формы насилия над детьми и женщинами так же связаны с влечением к обладанию, к полной власти, что весьма напоминает власть над добытой пищей.

Наша гипотеза не противоречит Эволюционной теории пола А. Геодакяна (2,3) и даже расширяет эволюционные ее аспекты, раскрывая особенности конкретного пути достижения «экономного информационного контакта со средой». Разница лишь в том, что Геодакян рассматривает генетический механизм полового диморфизма, а у нас внимание  акцентировано на биологическом механизме обмена со средой.

Но у половых отношений есть и чисто физико-энергетическая сторона. Все удовольствия полученные высокой ценой, как правило ограничены, по крайней мере, огорчение по поводу затрат нивелирует самодовольствие. Другое дело, если удовлетворение получено ценой минимальных затрат или экономичным способом. Так оно и происходит при встрече комплиментарных мужчин и женщин, половая потребность которых удовлетворяется без существенных экономических трат.

Вся механика такого удовлетворения построена на физиологическом обмене гендерным материалом и здесь могут иметь какое-то значение лишь половые достоинства конкретных партнеров. А это уже область совместимости, то есть нахождения каждой особи  в родственной приемлемой для себя среде. Благоприятная среда всегда и во всей природе играет важнейшую роль в существовании индивидов. Она тогда благоприятна, когда имеет потенциальный уровень ниже уровня активированности индивидов. В одноуровневой среде разнополые особи достаточно быстро находят партнеров соответствующих себе по уровню.

Благополучные супруги и долговечные семьи очень ценятся и приветствуются государством как малопроблемные ячейки общества. Но таким индивидуумам не дано испытать и осмыслить все многообразие коллизий возможных между индивидами разной яркости. Вспомните итальянскую певицу М. Каллас, которая длительное время жила с благополучным мужем и все же вынуждена была признать, что счастье узнала, лишь встретив любимого человека. Очевидно, действительное удовлетворение в жизни опирается на положение: чем больше комплиментарность, тем легче связь. Именно это «легче» лежит в энергетическом основании взаимной хвалебности (комплиментарности) индивидов.

Чрезвычайно близким каждому из нас, хотя и самым загадочным остаются индивидуумы женщина и мужчина. Филологическая наука в своих определениях не смогла пойти дальше, чем дать определение каждому из них через другого: мужчина – взрослый человек противоположный женщине по полу, а женщина – взрослое лицо противоположное по полу мужчине.  На наш взгляд, могли бы появится и другие определения, например: мужчина - взрослый человек, наделенный силовыми способностями для воспроизведения и сохранения рода, а женщина – взрослый человек со способностями порождать и выхаживать себе подобных.

Любые варианты могут оставлять в себе  недосказанность, интригу природной таинственности противоположения полов, но определения должны быть даны. Достаточно глубоко вник в сущность женского начала  Карл Густав Юнг.

 По его мнению, с взрослением мужской особи место родителей для нее в качестве непосредственного влияния среды теперь занимает женщина. «Женщина со своей непохожей на мужскую психологией есть источник информации (и всегда им была) о вещах недоступных мужчине. Она может означать для него вдохновителя; ее часто превосходящая мужскую интуиция может предостеречь его в нужный момент, а ее чувство, ориентированное на личностное начало, способно указать ему пути, которые он не нашел бы своим чувством, слабо соотнесенным с личностным началом…  Здесь, без сомнения, один из главных источников женского качества души. Но это видимо не единственный источник»(1).

На наш взгляд, наиболее существенную долю взаимной привлекательности представляет не личностная,  а индивидуальная компонента, но не в этом главная проблема.

Проблемой индивидуума часто становится невозможность (например, по внутренним причинам) обобществиться с себе подобными. Иногда такое положение создается субъективно в связи с переоценкой собственных возможностей, а иногда они ограничены  по объективным показателям (не хватает сил, не хватает опыта или знаний, неприемлемые условия для связей) или по их совокупности. Решение этой проблемы естественно и в принципе  просто – путем осознания своих искаженных взглядов и перемещения в среду, которая более соответствует взаимным возможностям членов ассоциации.

Какие же категории сродства и комплиментарности должны оцениваться при объективном сравнении возможностей взаимного сопряжения индивидуумов?  Это, прежде всего, ранее описанные нами во «Введении в Индивидологию» пять основных свойств индивида: добротность (для высших животных – здоровье), зрелость (фазовое соответствие с прочими агентами желания), персональная мощность (соответствие размеров и потенциалов), восприимчивость (функциональное соответствие), индивидуальность (включает устойчивость, ориентированность, увлеченность и степень посредственности).

Несмотря на кажущуюся громоздкость этого перечня свойств, реально, каждый человек с одного взгляда выхватывает самые существенные признаки этих свойств у претендента на связь. Происходит это благодаря резонансному механизму, который у каждого индивидуума развит достаточно хорошо, хотя и в разной степени, в рамках свойства «восприимчивость».

Продолжая тему любовных основ отношений полов, мы исходим из того, что читателю известна глубина человеческих чувств, блаженства и страданий, которые сопровождают любовь индивидуума по отношению к своему возлюбленному – избраннику противоположного пола.  Это совершенно иное пространство чувствований, нежели в пространстве любви к матери, к ребенку или близкому другу.

Как правило, человека влечет какая–то необъяснимая изюминка, около которой все остальные особенности и хорошие и порочные кажутся родными,   милыми сердцу. Очевидно, такая любовь представляет собой вершину, квинтэссенцию содержания понятия комплиментарность. Подобные эмоционально яркие отношения, могущие привести человека к безрассудным поступкам или даже к самоубийству, идеализированы чисто человеческой спецификой душевных ощущений, в то время как любовь к матери или к отцу зиждется на действительных кровных родовых связях.

Из общечеловеческого опыта мы знаем, что наиболее показательными являются случаи, когда ради любви к мужчине женщина способна бросить благополучие родительского дома, и уединится с избранником хотя бы «в шалаше», или пойти за ним на «край света», а мужчина ради женщины готов идти на преступления.

Л.Н. Гумелевым сделана одна из первых попыток (4) выяснить природу самой комплиментарности, которая ответственна за стремление людей объединяться в этносы, становясь движущей силой этногенеза. Лев Николаевич пришел к выводу, что решающим фактором этой силы является пассионарность - некий избыток биохимической энергии противоположный вектору инстинкта и определяющий способность к сверхнапряжению.

И действительно, объединяющий людей в группы, затягивающий синхронизм является показателем как солидарности, так и супружества, но едва ли он может быть противопоставлен родовому вектору инстинктов. Половая же комплиментарность более свойственна этим самым инстинктам. Есть ли что–то общее по природе у ощущения взаимной симпатии пассионариев и у стремящихся друг к другу влюбленных? Главные отличия родственной комплиментарности в том, что здесь «хвалебность» и солидарность проявляются уже при существующей связи. Она наследуется и поддерживается потенциалом родового долга. Этнос является частным следствием проявления родственной комплиментарности, ибо в этносе объединяются люди, сроднившиеся с конкретным ареалом обитания, связанные общими языковыми корнями и сходными нравами.

Гендерная же комплиментарность в большинстве своем предшествует образованию связи, стоит у истоков отрезка родового потока и в этом смысле является фундаментом обобществления. Опирается она на отношения, а не на действия, чем и отличается от сродства косных индивидов. Отношения накладывают на влюбленных  многообразие откликов, что способствует более тщательному и более прогрессивному эволюционному отбору.

В Индивидологии любовные отношения очень наглядно иллюстрируются формой трансверсии, то есть превращательным процессом, где образование связи завершается взаимопроникновением, взаимоовладением осцилляторов.

Во всех случаях родовой инстинкт базируется на энергетике минимума, как и всякое стремление к агрегации, которая ведет энергетически связанный комплекс к более устойчивому состоянию, нежели это имеет место у отдельных индивидов.

 

 

1. Юнг К.Г. Критика психоанализа, Спб.   2000г

2. Геодакян В.А. Эволюционная теория пола,  ж. Природа, №8, 1991г

3. Геодакян В.А. «Теория дифференциации полов в проблемах человека» в сб. Человек в системе наук, М. 1989г.

4. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли, М. 2007г.

2 . 

1      1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12                        На главную

Hosted by uCoz