Индивид в мире взаимосвязанных колебаний и в представлениях древних учений

 

 

Должно быть немало удивительного в том, что живя в мире насыщенном разного рода колебаниями, мы их почти не замечаем. На самом деле в каждый следующий момент своей жизни мы находим лишь ближайшую точку тех циклов, в которых мы существуем; все события принадлежат суточному, месячному, сезонному или годовому колебательным циклам.

С этими циклами пересекаются жизненные циклы растительного и животного миров, циклы нашего индивидуального питательного обмена со средой, циклы общения, циклы трудовой деятельности; и все это происходит в форме взаимодействия колебаний.

Не зная общую природу колебания как такового, невозможно делать какой либо убедительный  анализ различных его форм.

Между тем, колебание - это попеременное изменение сил или потенциалов в стороны противоположных направлений относительно опоры, с которой они соотносится, как потоки активный с инертным. Проще говоря, любое колебание содержит две составляющих, например,  активный поток и инертный потокопровод, в соответствии с чем, оно будет изображаться синусоидой опирающейся на среднюю или смещенную прямую линию. Именно наличием такой опорной линии колебание и  отличается от волны, которая является распространяющимся в среде возмущением.

Опыт показывает, что при колебании любых потенциалов в однородных средах, отрицательная (нижняя) полуволна отличается от положительной (верхней) тем, что уменьшение потенциала влечет возникновение структур, а  нарастание влечет разрушение (деструкцию) их.

Еще древние индусы (1 тысячелетие до новой эры) осознали эту закономерность и в индуизме выделили так называемую «кальпу» - колебательный период, который равен примерно 8,5 млрд. лет. По их легенде, при истечении первой половины кальпы завершается день бога Брамы и вселенная гибнет вместе с богами. В следующий полупериод заново рождается Брама и опять создает мир. Так начинается новая кальпа (от др. индийского - порядок, закон).

Стоит обратить внимание, что главные боги индуизма Брама – созидатель и Шива – разрушитель находятся в своей активности в соответствии с полупериодами кальпы. Более того, бог Шива часто изображается символически в виде фаллоса (др. инд. линга – мужской детородный орган), что свидетельствует об олицетворении им мужского начала. Брама же, как созидатель более соответствует женскому началу, в котором, как известно, нарождается и формируется новая жизнь.

Итак, отрицательная полуволна цикла ближе к женскому, а положительная – ближе к мужскому началу. Такая трактовка так же соответствует принятой в китайском древнем первоисточнике «Книге перемен» концепции «великого предела» (Тай-цзы), отличающейся сочетанием женского и мужского начал Инь и Янь. Даосизм считает Тай-цзы отцом Дао. Дао  в русском переводе означает путь и может интерпретироваться как поток. Следовательно, Великий предел является отцом потока. Предельные же циклы формируются циклическими потоками.

Обращаясь к колебательному циклу в буддийском учении,  напомним, что существует адекватное этому циклу понятие Дхармачакра (санскрит, порядок, закон колеса), которое представляется как неделимая частица колебательного потока сознания. Изображается дхармачакра в форме колеса с осевой ступицей и различным количеством спиц. Известно, что вращающееся колесо отображает круговую форму колебаний.

Изображение дхармачакры в виде колеса позволяет нам это понятие воспринять  не традиционно как колесо закона, а с акцентом на понятие дхарма, т.е. как «закон колеса». В этой интерпретации важнейшую роль играют не только круговой поток вращения, но и ось колеса как его опора и спицы, олицетворяющие связь этой опоры с круговым потоком в разных его фазах.

Дхарма с древних времен остается основным символом Буддизма наряду с изображением самого Будды, она и ныне является основным элементом национального флага Индии.

А что же европейская наука?

Еще со времен Пуанкаре в науке о колебаниях известны так называемые «предельные циклы», которые могут постепенно возникать, устойчиво существовать и уходить со своего устойчивого состояния. Это в какой-то степени прототип «великого предела» из китайской Книги перемен в его современной форме.

Например, модель брюсселятора, предложенная бельгийским ученым Ильей Пригожиным, представляет собой устойчивый предельный цикл попеременного превращения продуктов химической реакции. Новое научное направление Синергетика имеет определенные успехи  в математическом моделировании поведения таких устойчивых циклов. Но она далека от учета двойственных отношений противоположностей, которые в китайской модели известны как ИНЬ и ЯНЬ, далека и от понимания  механизма эволюционных превращений.

Модель циклического образования в форме окружности обычно преподносится для облегчения восприятия как предел упрощения образа этой важнейшей природной закономерности.

На самом деле такой вид лишь одна из проекций модели действительного цикла, т.е. односторонний взгляд на колебательное образование. В общем плане, окружность часто может представляться развернутой в пространстве и во времени спиралью, обвивающей осевую опорную линию.  Но, спираль может опираться и не на прямую линию, а на другое спиральное образование без всяких противоречий, ибо прямая - это частный случай линии кривой.

 Так как же нам наиболее просто и наглядно представить эти сложные образования? Самой простой, очевидно, будет фигура двух взаимосвязанных окружностей (двухзвенная цепь), которая при необходимости может быть развернута в двойную спираль или в торообразную фигуру.

В органической химии такая конфигурация молекул в форме двухзвенной цепи известна как катенан (от лат. цепь). В Индивидологии же она названа трансверсор (от лат. сквозь + видоизменять), чтобы подчеркнуть функцию превращения звеньев, которые подобно ИНЬ и ЯНЬ иллюстрируют противостоящие и взаимопревращающиеся начала.

Вглядываясь в полученную структуру таких многократно связанных циклических звеньев («мир взаимосвязанных осцилляторов» по выражению Г. Хакена), мы замечаем ее самоподобие на всех иерархических уровнях (фрактальность), что и подтверждает предел упрощения, великий предел моделирования превращений на любых уровнях.

Древнекитайская метафизика видела в модели великого предела начало мирообразования с появлением неба и земли.

Индивидология же видит в этой предельной модели взаимодействие и связь индивида с обменным циклом среды. Индивид, как мы уже указывали, тоже является осциллирующим циклическим образованием, а человек представлен моделью сенсорно-мышечного осциллятора жизнедеятельности.

Если поставить вопрос – какие же практические выводы усвоила из китайской мудрости Индивидология, то мы бы отметили следующие:

      Из области физиологии пищеварения.

В соответствии с концепцией циклов жизнедеятельности человека и согласно китайского учения об энергии в меридианах (1, стр. 25) «циркулирующяя в человеческом организме активность» примерно в 8 часов местного времени достигая максимума охватывает толстый кишечник, желудок, поджелудочную железу - органы, которые в основном заняты перевариванием, т.е. разрушением пищи. Это положительный полупериод суточной жизнедеятельности.

Во второй полупериод, примерно в 20 часов наблюдается минимум пищеварительной активности, но максимум ассимиляции поступивших в кровь питательных веществ. Из этой периодичности и следует народное назидание: «завтрак съешь сам, а ужин отдай врагу», или нежелательность для организма ужинать позднее 18 часов.

  

 Из наглядности модели ИНЬ-ЯНЬ (Тай –Цзы ту).

Взаимоотношение ИНЬ-ЯНЬ в форме трансверсора представляет не только предел наглядности и простоты для человеческого восприятия, но и вмещает все богатство содержания реальности.

Индивид в форме осциллятора благодаря фрактальности (вложенности) циклов охватывает все богатство иерархий внутри своей беспредельности, а связанный с индивидом (как с противоположностью) циклический осциллятор внешней среды олицетворяет охват всех иерархий вверх, во внешнюю  сторону беспредельности. Модель трансверсора  адаптирует к современным представлениям о колебательных процессах и китайское учение о  «великом пределе» и великий «закон» дхармы древних индусов.

Более того, Индивидология в трансверсоре обозначила и механизм связи противоположностей, а именно как резонансный, т.е. механизм избирательного отбора. Он декларирует для любого индивида потребность в функциональной опоре, чем ставит процессы индивидуальных отношений на устойчивую платформу определенности в теоретическом плане.

Индивидология объясняет секрет тесных человеческих связей: секс, поцелуй и обнимание расцениваются как взаимопроникновение комплиментарных существ в связи с потребностью иметь близкую опору (ось смежного осциллятора в модели трансверсора).

 

       Из типологии качественных характеристик людей.

Люди с нарушенным балансом приходно-расходного потенциала делятся на Янь – индивидов, предрасположенных к полноте, и ИНЬ – индивидов, предрасположенных к худобе. (1, Стр. 17) И те и другие (типы с крайними отклонениями) имеют больше проблем не только со здоровьем, но и с характером, нежели люди среднего типа с гармоничным телосложением. Так полярности ИНЬ и ЯНЬ увязываются с трехкомпонентной типологией индивидуумов. Здесь Индивидология, опираясь на мировой опыт исследования типов людей, предложила метод выявления типов на базе их физиологических особенностей (см. здесь).

Как мы уже указывали выше, такой подход позволяет продвинуться не только по пути предварительной диагностики соматических заболеваний в медицине, но и закладывает основы определения совместимости  характеров в коллективах, независимо от психологического подхода и предлагает его как  средство по устранению вне уставного «беспредела» в армии.

 

1.   Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. М. 1986г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12                          На главную

Hosted by uCoz