Об Индивидологии (1)

 

«Без сомнения Гегель поставил мышление на той высоте, что нет возможности после него сделать шаг не оставив совершенно за собой идеализма; но шаг этот не сделан и эмпиризм хладнокровно ждет его; зато коли дождется, посмотрите, какая жизнь разольется по всем отвлеченным сферам человеческого ведения! Эмпиризм, как слон тихо ступает вперед, зато уж ступит хорошо».

             А. Герцен, соч. т.1, М. 1985г. стр.246

 

 

Мечту многих исследователей описывать события живой и неживой природы в единой модели наиболее активно и искренне пытался осуществить в 19 веке сам А. Герцен – физик по образованию, с ученой степенью, но, по собственному признанию, эту мечту ему осуществить не удалось.

Разрыв в достижениях естественных наук против таковых в общественных оказался теперь столь разительным, что есть опасение в разрушительных последствиях деяний политиков и социологов, обреченных волюнтаристски управлять колоссальными потенциалами, порожденными физикой и техникой.

В человеческой истории многие мудрецы, праведники, махатмы, шаманы и т.п. достигали вершин знания базовых тайн природы и пределов представлений о сути вещей, но рассматривали они одно и то же с разных точек зрения.

Китайцы описали «великий предел» в своей «Книге перемен». Индусы в своих «Ведах» заложили «дхарму»,  греки и Лейбниц постигли «монаду», В.И. Вернадский то же самое пытался описать как «естественное тело».

Есть основание считать, что эти представления подобно проекциям чертежа описывают одну и туже фигуру и вопрос состоит только в том, как она должна представляться объемно, в самом общем, наиболее доступном для понимания виде. Как представить колебания и циклы в их динамической связи и взаимных превращениях?

Развиваемая автором концепция Индивидологии является одной из попыток эмпирического использования обобщенного взгляда на большинство природных и общественных процессов и основывается на использовании модели двух взаимосвязанных и взаимопревращающихся осцилляторных звеньев цепи. Каждое из звеньев ортогонально смежному, а потому подчиняется совершенно иным закономерностям, нежели это смежное. Суть модели достаточно разобрана в нашей книге  «Индивидология», и здесь мы попытаемся лишь акцентировать внимание на главных следствиях.

Главным достоинством Индивидологии следует считать то, что любые, даже очень сложные природные процессы в ней рассматриваются с помощью очень простой и всем понятной модели осциллирующих циклов.

Важное, что нужно понять в Индивидологии это то, что индивидообразующий осциллятор это деятельный циклически воспроизводимый поток, существующий за счет работы по приходно – расходному обмену со средой; происходит это так, что разум здесь усматривает одновременно и созидание и  разрушение в сочетании с устойчивым сохранением индивидуальных форм.

Наиболее ценным открытием Индивидологии следует считать новый взгляд на резонансную функцию, которая, обеспечивая связь смежных осцилляторов в то же время, представляет собой главный механизм активированности, возбужденности комплекса этих осцилляторов, позволяя считать его самостоятельным «телом».

 

Итак:

1.     Обобщенный индивид (из живой и неживой природы) может быть описан осцилляторной моделью, подобной предельному циклу в теории колебаний.

2.     Взаимодействие индивидов может быть представлено трансверсором в форме двухзвенной цепи осцилляторов, каждое звено которой находит ось и опору в потоке смежного звена

3.     Функцию связи индивидов в модели трансверсора выполняет резонансный механизм, в котором реализуется отклик и отбор.

4.     Резонанс выполняет ту магическую миссию реального притяжения и связывания, которая в быту известна как сродство или комплиментарность.

5.     В основе устойчивости существования индивида лежит гироинерциальный потенциал (у живых существ – это обобщенный потенциал сенсорно-мышечного осциллятора жизнедеятельности).

 

Одной из важных проблем, стоящих перед Индивидологией, является  проблема выявления достаточности индивидообразующего потенциала для устойчивого существования Индивидуума.

Хотя реально имеют место индивиды,  моделируемые преимущественно нелинейными осцилляторами, мы традиционно начнем рассмотрение с модели вынужденного гармонического колебания с торможением, который мог бы быть описан  дифференциальным уравнением второго порядка.

Ах²+Вх¢+Сх = П(t),

 в котором вынуждающий обобщенный потенциал среды П сбалансирован  суммой потенциалов предполагаемого индивида. Универсальность этой формы уравнения для механики и электротехники  известна из курса Физики. Впрочем, дальнейшее рассуждение мы будем строить на упрощенном эквивалентном уравнении: 

        Vзап + Vдобр + Vкомп    = Vв,  где

 Vзап   - запасенный индивидообразующий потенциал

 Vдобр  -  потери потенциала, связанные с величиной добротности 

Vкомпл  - потери или обретения потенциала, связанные с жесткостью или гибкостью индивидуума по отношению к среде (например, с соотношением харизматичности с социофобностью, с его комплиментарностью действующему агенту)

Vв  - потенциал вынуждающего действия среды

При этом понятие «потенциал» нужно понимать в его общем значении, как источник возможности (о проблематике общих значений смотрите в Приложении 1).

В зависимости от отклонений в этом балансе происходит либо экономия потенциала (при åV>Vв),  либо «долговой кризис» и угроза существованию индивида (при åV< Vв).

Как правило,  Vв имеет колебательный характер с частотой, которая может соответствовать собственной частоте осциллирующего индивида. В таком случае происходит резонансный отбор в пользу или против индивида.

Если в качестве вынуждающей силы выступают общественные запросы, то мы наблюдаем судьбу баланса между общественными и индивидуальными потребностями или интересами.

Описанный выше подход представляется лишь наброском направления, по которому следовало бы двигаться, тем более, что близкие по форме нелинейные модели уже давно рассматриваются в Синергетике.

Индивидология пойдет также по пути дальнейшего развития следующих направлений:

 

·        Организующая миссия резонансов.

·        Отбор – виновник поляризации

·        Баланс структуризации и деструкции

 

В заключение этого очерка отметим некоторые пункты возможной прагматической значимости Индивидологии:

1.  Следствие долговой природы потенциала.  На уровне бытовых назиданий известно, что «долг платежом красен», но молодежь вновь и вновь постигает эту истину путем ее нарушения, часто жестко компроментируя себя. Индивидология приводит теоретическое обоснование этой закономерности, которая входит в основы индивидологической концепции как «Принцип сохранения баланса потенций в трансверсии».

В наглядной интерпретации это означает, что если взят долг, то это только половина циклического процесса. Потенциал долга будет тяготить заемщика до  момента его возврата. И только при отдаче долга цикл замыкается, баланс восстановлен.

2. Предложенная Индивидологией физиологическая типология человеческих индивидуумов может быть использована в медицинской практике на стадии предварительной диагностики соматических и психических заболеваний и предрасположенности органов к патологиям.

3. Динамическая модель трансверсии (превращения) позволяет по новому взглянуть на смену пространств при превращениях, что должно помочь в решении противоречивых проблем науки и быта (трудные дети, индивидуум – общество, жизнь и бог и т.д.).

 

Мы надеемся также, что Индивидология поможет правильнее сориентироваться при решении проблем с природными катаклизмами и кризисными явлениями.

 

 1. Овген С. "Индивидология", 2008

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12                       На главную



Hosted by uCoz