О природе однозначности знака.

                                                                                  (фрагмент из книги «Антитезы»)

В чем же состоит природа однозначности знака?

По сути дела, она заложена в самой природе живого существа, которое бы не смогло выжить, если бы его органы не обеспечивали многостороннее и потому адекватное истинному восприятие состояния среды.

Многосторонность восприятия ситуации предполагает, что возможно и одностороннее примитивное ее восприятие. Оно соответствует случаю, когда воспринимается и оценивается лишь элемент знака, то есть одна из сторон воспринимаемой среды или ситуации.

Отсюда исходным пунктом концепции однозначности может стать постулат – “Об отсутствии в структуре знака других знаков и составе его лишь из своих компонентов”.

Следствием этого постулата в сфере языка должно стать придание особой степени важности общим значениям слов, с которых собственно и начинается выстраивание адекватного восприятия путем смысловых деформаций, порождаемых контекстом и ситуацией.

В условиях многоуровневости языка, человек всегда может передать другому нечто понятное, если не на уровне звука (буквы), то на уровне слова, на уровне словосочетания, контекста или общей знаковой ситуации.

В соответствии с постулатом, на одном из низших уровней понимание невозможно, выражение не может представлять адекватного значения, а потому и не представляет знака.

Такой подход становится более ясным, если проанализировать процесс воспроизведения контекста. Вначале слова воспринимаются в общем для данной ситуации значении. При дальнейшем чтении это значение уточняется путем ограничений последующего изложения. Рассматриваемое слово приобретает все более частный вариант интерпретации, оно связывается контекстными связями и теряет ту самостоятельность, которую имело индивидуально. В результате связывания оно теряет свое семантическое значение, и становится компонентом контекста, сохраняя лишь оттенок значения, то есть смысл.

Принято ссылаться на другие значения какого - то слова. На самом деле значение одно. Часто оно плохо определено, а предполагаемый иной смысл есть ни что иное, как значение понятия, составленное из слов, одно из которых опущено, но легко восстанавливаемо в данном контексте. Например, вместо понятия индивид имеется в виду либо живой индивид, либо человеческий индивид и т.п.

В контекстах, где только и употребляется слово, нет двух значений слова брак. Есть два разных знака: брак технический и брак супружеский, где слова брак являются компонентами знаков. Части знаков могут быть смысловыми или маркирующими (Э.П. Шубин). Значением же может обладать только знак или знаковая ситуация (ассоциация).

“Неправильно думать, что слова имеют по несколько значений: это, в сущности говоря, формальная и даже просто типографская точка зрения….” . Так эту ситуацию оценивал крупный языковед Л.В. Щерба в сб. Языковая система и речевая деятельность. Л. 1974 г. стр.291.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz