Семиотика и Психосемиотика  

                                                          (Индивидологическая версия)

 

                                                                                         Знак

 

           

            По мнению автора одной из причин имевшейся до сих пор неопределенности знака в Семиотике является позиция, что знаками объявляется «все»: «В семиотике «знаки» есть все, что угодно, из чего могут быть генерированы значения» (Скрипник К.Д. Семиотика, 2000г.). Мы же отталкиваемся от позиции, что существует мир знаковых и мир незнаковых явлений, хотя бы в смысле несущественных.

Незнаки могут присутствовать как в естественных онтологических системах, так и в языках. Критерием знака может служить связь со знанием, которая и роднит его с однокоренными словами знание и значение в русском языке.  Например, слова: капка, дябм-дябм, демберемдик ни для чего и ни для кого и даже для меня их представившего знаками не являются, ибо будоражат мысль, но знания ни у кого из социума не вызывают, хотя мы здесь же можем сгенерировать для них значение. Любое непознанное в естественной природе явление или выражение, не несущее понимания, знаком быть не может. Реально существующее восприятие и реакции ребенка – несмышленыша основываются на генетических предрасположенностях и никакого отношения к знакам не имеют. И это не новость, еще Л. Ельмслев писал, язык «должен быть готов к образованию новых знаков, новых слов и новых корней…,   это делается тем, что все знаки строятся из незнаков.» (Луи Ельмслев. Пролегомены к теории языка, в сб. Новое в лингвистике, т. I , 1960г.)

Наконец, сама семиотическая реальность не могла бы быть сформирована, если б она не существовала внутри некой непознанной реальности,  то есть в какой-то мере незнаковой. В связи с этим, было бы очень уместно классификацию знаковых систем А. Соломоника, включающую шесть уровней: естественные, образные, языковые, иероглифические и формализованные первого и второго порядка дополнить уровнем пограничной к семиотике незнаковой системой реальности. Неразгаданные письмена и неизвестные звуки явно не могут быть знаками до тех пор, пока не получат вразумительного толкования соответствующего человеческим понятиям.

Вероятно в этом и состоит принцип знаковой относительности, по которому с одной позиции мы имеем знак, а с другой знака нет, есть лишь неопределенное явление либо смысловой элемент, например, туманность, а также многие звуки и изображения. Принцип относительности приводит нас к осознанию того, что знаки существуют и существенны только для понимающих, то есть мыслящих существ, а для всех прочих не существуют, в том числе для машин, которые могут различать сигналы либо информацию и преобразовывать или передавать ее по каналам связи, но не оценивают их как знаки. Именно так  следует оценивать комплекс  компьютерного цифрового кода конкретной фотографии или музыкального фрагмента, состоящий из единиц и нулей.

Принцип относительности предписывает давать определения разных знаков одной концепции с единой точки зрения (системы отсчета).

Исходя из различия знаков и незнаков становится возможным и определение знака, которое по парадигме «все есть знак» не могло иметь удовлетворительной дефиниции.

Родовым определяющим понятием знака вероятно является понятие выражение, ибо оно обобщает и вполне заменяет самые разные прототипы: признак, название, фиксация, кодировка (по А. Соломонику, Позитивная семиотика); призыв, представление, репрезентация (по К. Бюлеру, Теория языка). По Э. Гусерлю «всякое выражение есть знак» (цитата из А. Реформатский. Введение в языковедение. Стр.21). Понятие выражение как определяющее ближе к знаку нежели предложенное нами ранее понятие средство.

Знак – опознанное выражение.

Такое определение в языке отражает связь понятия опознание с акустическим образом выражение (по Ф. Соссюру).  Опознание содержит в себе процедуры:  дешифрование, отбор из памяти, идентификация  выражаемого значения с элементами в системе понятий и приобщение понятого содержания к уже познанному.

Без четкого определения знака мы не мыслим какие-либо рассуждения о Семиотике и любых ее знаковых системах. При этом восприятие знаков мы видим в неком обобщенном сенсорном поле человека, возбужденного формализованными через свои определения понятиями, которые можно представить как реальность содержащуюся в так называемом сознании.

По нашим представлениям Семиотика как наука может состоятся только тогда, когда обретет свои законы и обзаведется правилами раскодирования знаков:

 

1.     Основным постулатом Семиотики является постулат « Об отсутствии в структуре знаков других знаков и составе его из своих компонентов»

2.     Основным принципом Семиотики является «Принцип относительности знака», по которому знаковый статус выражения может меняться в зависимости от  точки зрения или от смены знакового пространства, в том числе при переходе к идеалу или полномасштабной абстракции.

3.     Основным законом Семиотики является «Закон знака», который гласит: «В знаке должно выполняться однозначное соответствие определенного содержания столь же определенному выражению» (Ахманова О. Словарь лингвистических терминов. М. 1969г, стр. 151).

4.     К основному правилу раскодировки знаков следует отнести выявление их значений, что, прежде всего в лексикографии, должно быть реализовано через создание словарей общих значений слов-понятий.

 

                                                Межиндивидуальное общение и Речь

 

 Не секрет, что добавленный к высказываемому слову жест или мимика могут в корне изменить его семантическое содержание и соответствующие  мысль или понятие. Эта же мысль и вызывает нужную реакцию при ответе на  данное высказывание.

Еще одна причина, по которой мы отходим от языковой и становимся на семиотическую трактовку общения индивида со средой состоит в том, что по нашему мнению такое общение осуществляется не только через специализированные зоны Брока и Вернике коры мозга, а через весь психофизиологический комплекс человека с охватом не только нового, старого и древнего мозга, но всего человеческого существа, представленного онтогенетическими и филогенетическими структурами.

Языковое общение есть двусторонний регулярный процесс превращения знаков в основном лексической подсистемы языка в знаки речевой подсистемы контекстов. При таком превращении лексические знаки теряют свое значение и знаковый статус превращаясь в компоненты знака уже в ином подпространстве, внося своеобразный смысл в контекстную подсистему языка. И происходит это в полном соответствии с концепцией гештальта (целостного образа), когда новое целое создается через превращение частей иного подпространства.

Превращение осуществляет психофизиологический комплекс, имеющий в памяти всю знаковую систему с ее ассоциативными комплексами и понятиями, что эквивалентно знанию внеязыковых выражений, а в языке - знанию общих значений слов и словосочетаний.

 

 а) Индивидуальное восприятие.

 

Мы считаем  необходимым еще раз подчеркнуть, что принцип гештальта мы видим  не в восприятии целого как большего, нежели сумма его частей, а как порождение целого, в котором новые компоненты в порожденном комплексе несут другую функцию, отличную от таковых в исходных составляющих.

Описанный механизм восприятия человеком среды очевидно сформирован в связи с потребностью организма в продуктивном и экономичном общения, что и привело к созданию и использованию посреднических семиотических структур, обеспечивающих возможность экстраполяции мыслей и благодаря этому возможность выбирать решения и упреждать реакции на ожидаемые действия. Этот механизм мы видим как некий понятийный резонатор, который в основе представляет собой динамический, в своих параметрах доминантный (4), рельеф сенсорных структур человека. Эти структуры работают во всех условиях существования индивидуума – и во время труда, и в любовных эпизодах и в экстремальных ситуациях, когда одного взгляда достаточно для правильного взаимопонимания.

По сути дела, здесь излагается позиция Индивидологии (5),  по которой общение,  прежде всего с помощью речи, осуществляется взаимодействием циклического потока индивидообразующего осциллятора человека со связанными с ним осцилляторами «слушания-говорения» субъектов общения. Последовательное развитие событий и восприятие потока речи происходит через отбор в резонансе с использованием стробоскопического способа воссоздания целостных событий. Восприятие и отклик повторяются с большой частотой (пошаговая проверка), ограниченной только ригидностью психики организма. Последовательность поведения и поток речи периодически переосмысливается и с учетом упреждающих моделей завершаются финальным пониманием с последним откликом на последний жест и слог высказывания.

                        

 б) Производство речи и жестов.

 

Комплекс голосовых резонаторов: грудного, гортанного, носоглоточного, ротового совместно с ротовым рупором во всех своих параметрах подчинены акту производства речи, который выстраивается в высших отделах мозга подобно тому, как действия ног и рук в своих двигательных манипуляциях, а часто и совместно с голосовой артикуляцией, подчинены отделам двигательных зон  неокортекса.

Доминантный рельеф структур мозга, участвующий в процессе общения вместе с нервными эффекторами мышц перечисленных выше резонаторов, представляет стробоскопический механизм «порождения», работающий периодически и с большой частотой подобно «стробоскопу»  восприятия,  рассмотренному в предыдущем разделе. При этом каждый раз рефлексируется смысл порождаемого фрагмента с позиции обоюдного его понимания.

Конечно, физиологические механизмы внутренних резонаторов и стробоскопов относятся к «территории» физиологических наук и когнитивной психологии, но сам принцип общения целостными фрагментами сообщений с высокочастотным переключением вслед за переключаемыми параметрами внимания в доминантном рельефе вполне могут быть предметом психосемиотики.

 

                                     К методике исследования понятийного восприятия

 

Модель понятийного резонатора ближе по своим свойствам к полостному акустическому резонатору, нежели к радио контурам, лазерам и т.п. техническим устройствам, ибо по нашим представлениям кора головного мозга, как и все тело человека, соответствует объемной распределенной системе сенсоров со своими параметрами. Классическая теория резонанса Гельмгольца описывает слуховой резонатор на базе улитки уха, от ее основания до верхушки распределенной по акустическим тонам. Дальнейший путь восприятия относится к проблемам общей физиологии анализаторов, тем более, что к  акустическим сигналам добавляются  зрительные, часто и тактильные, а могут еще приобщаться вкусовые и прочие чувствования организма.

Если же в качестве параметров резонатора выступают некие распределенные доминанты памяти, возбужденные в соответствии с понятийной схемой дискурса, то неминуемо должен следовать отклик адекватный этой понятийной схеме.

В соответствии с резонансным механизмом  знакового и речевого общения ему должны соответствовать и методы исследования, в которых в качестве откликов выступают ассоциативные реакции. Предлагается проведение ассоциативных экспериментов по выявлению наиболее корректных дефиниций, а так же по выявлению понятий для конкретных определений, например, по следующим схемам:

 

1.     Реципиенты должны выбрать из нескольких определений конкретных слов, взятых из разных словарных источников, наиболее адекватные этим словам.

2.     Реципиентам предлагается подробное толкование понятия и  требуется назвать для него словесное выражение, которое было определено.

 

Примечание:  Очевидно, что в Русском языке определениям через общие значения должны подвергаться только слова-понятия основных живых элементов языка из категорий состояния и из имен существительных в именительном падеже единственного числа.

Предполагается, что прилагательные и глаголы в большинстве своем могут быть приведены к отвлеченной форме существительных (например, с продуктивным суффиксом  -ость), либо к отглагольным существительным. (Виноградов В.В. Русский язык. М. 1972г.)

 

 Термины:

Гештальтцелостная форма или структура

Резонатор – система избирательно трансформирующая и воспроизводящая в ином пространстве превращенное исходное  воздействие (часто обладает дискретным набором резонансных частот).

Резонанс – избирательный отклик на внешнее воздействие

Стробоскопический эффект – восприятие в условиях наблюдения за прерывистым явлением.

(Напомним, что со стробоскопического эффекта начиналась гештальтпсихология  М. Вертгеймера, а  в основе кинотехники лежит именно этот эффект).

 

 

Литература:

  1.  Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987

2.     Лакофф Дж.  Лингвистические гештальты (online)

3.     Леонтьев А.А. Психолингвистика.  М. 1998г

4.     Новиков А.И. Текст и его смысловые доминанты. М. 2007г

5.     Овген С. Индивидология. Обнинск. 2008г

6.     Соломоник А. Синтаксис в знаковых системах, Минск 2007г

7.     Хомский Н. Синтаксические структуры (online)

 

                                                       Овген С.  

 

                                                                                                        На главную

Для откликов



Hosted by uCoz